על אוכל כשר
О кошерном питании
«Кошерный» - одно из слов, которое перешло из иврита во многие языки мира. Люди разных культур используют его в его первоначальном значении, говоря о вещах, соответствующих общепринятым правилам и стандартам.
В иудаизме термин «кошерный» используется не только для характеристики пищи, пригодной для еды с ритуальной точки зрения. Мы говорим, что тфилин или свиток Торы кошерны, если они соответствуют всем требованиям Алахи (еврейского закона). Это выражение может употребляться и по отношению к людям. Свидетели, чьи показания признает суд, называются эдим кшерим; о Б-гобоязненном еврее, живущем по Торе, говорят, что он адам кашер. Но, конечно, чаще всего это слово употребляется, когда говорят о еде.
В иудаизме термин «кошерный» используется не только для характеристики пищи, пригодной для еды с ритуальной точки зрения. Мы говорим, что тфилин или свиток Торы кошерны, если они соответствуют всем требованиям Алахи (еврейского закона). Это выражение может употребляться и по отношению к людям. Свидетели, чьи показания признает суд, называются эдим кшерим; о Б-гобоязненном еврее, живущем по Торе, говорят, что он адам кашер. Но, конечно, чаще всего это слово употребляется, когда говорят о еде.
Кашру́т (ивр. תוּרשְׁכַּ), в ашкеназском произношении [ка́шрус] — термин в иудаизме, означающий дозволенность или пригодность чего-либо с точки зрения Галахи. В русском языке прилагательное коше́рный образовано от ивр. רשֵׁכָּ [каше́р], ашкеназский вариант произношения [ко́шер].
Кошерная еда. Что это?
Дословно «кошер» переводится, как «подходящий», «пригодный». Для начала разберем, что такое кашрут. Чаще всего это слово употребляется в сочетании «кошерная еда» — так называют еду, приготовленную в соответствии с законами еврейской традиции. А уже совокупность этих законов называется на иврите кашрут. В его основе содержатся ряд заповедей, известных еще из Торы, и некоторые дополнительные правила, установленные позднее еврейскими мудрецами.
Всего существует 365 запретов, которые затрагивают все стороны жизни евреев, и большая половина этих запретов относится к пище. Таким образом, кашрут - это свод законов, которые регулирует питание еврейского народа. Еще важным аспектом в кашруте, является гигиена. Продукты не должны содержать вредные вещества, животные должны быть здоровы, молочные и мясные продукты должны не только храниться отдельно, но также и отдельно употребляться в пищу.
Сложное многообразие еврейских диетарных законов порождается четырьмя основными принципами, провозглашенными Торой:
1. Существуют запрещенные в пищу виды животных.
2. Нельзя употреблять в пищу кровь даже тех видов скота и птиц, мясо которых разрешено.
3. Запрещено варить, есть и извлекать любую выгоду из смеси мясной и молочной пищи.
4. Существует дозволенное и запрещенное время для варки и некоторых других способов приготовления пищи.
Всего существует 365 запретов, которые затрагивают все стороны жизни евреев, и большая половина этих запретов относится к пище. Таким образом, кашрут - это свод законов, которые регулирует питание еврейского народа. Еще важным аспектом в кашруте, является гигиена. Продукты не должны содержать вредные вещества, животные должны быть здоровы, молочные и мясные продукты должны не только храниться отдельно, но также и отдельно употребляться в пищу.
Сложное многообразие еврейских диетарных законов порождается четырьмя основными принципами, провозглашенными Торой:
1. Существуют запрещенные в пищу виды животных.
2. Нельзя употреблять в пищу кровь даже тех видов скота и птиц, мясо которых разрешено.
3. Запрещено варить, есть и извлекать любую выгоду из смеси мясной и молочной пищи.
4. Существует дозволенное и запрещенное время для варки и некоторых других способов приготовления пищи.
Базовые принципы кошерного питания
Все законы кашрута невозможно вместить в рамки небольшого текста, но можно попытаться выделить несколько базовых принципов кошерного питания:
1. Определенные животные запрещены для использования в пищу (включая их мясо, внутренние органы, яйца и молоко).
2. Животные, которые разрешаются для употребления в пищу, должны быть зарезаны особым образом, именуемым шхита.
3. Кровь (кроме рыбьей) категорически запрещена для употребления в пищу. Она вся должна быть удалена из мяса (высаливанием, вымачиванием и т.д.) перед его готовкой и употреблением.
4. Мясные и молочные продукты не должны смешиваться или использоваться вместе.
5. Посуда, используемая для мясных продуктов, не должна использоваться для молочных, и наоборот. Посуда, использовавшаяся для некошерных продуктов, запрещена.
6. Фрукты и овощи разрешены в пищу, но не должны содержать насекомых и быть подпорченными.
7. Виноградные изделия (сок, вино, коньяк), изготовленные без соблюдения определенных правил, запрещены для употребления.
Кошерная еда должна быть изготовлена из кошерных продуктов, строго определенным способом и только иудеями. Все продукты, не соответствующие понятию «кошерная», являются запрещенными и наносящими вред телесному и духовному здоровью человека. Согласно этому, цель законов кашрута в том, чтобы:
• сократить до минимума число животных, которых можно убивать;
• производить умерщвление животных наиболее безболезненным способом;
• воспитать отвращение к пролитию крови.
Жестокость по отношению к животным прямо запрещена Торой. Поэтому и охотничьи забавы для развлечения тоже запрещены. Убивать животных нужно только для еды (возможно еще для медицинских исследований и т. п.). Шхита (забой скота согласно Торе) является одним из наиболее гуманных методов умерщвления животного. В соответствии с законами кашрута, любое раненое животное уже не кошерно. Поэтому убивать животных следует быстро, одним ударом ножа, чтобы уменьшить боль до минимума. Нож, которым пользуется шойхет (резник), должен быть острым. Животное при этом теряет сознание в доли секунды. И последнее, согласно мнению знатоков Торы, цель законов кашрута в том, чтобы через прием пищи евреи стремились к святости, чтобы прививались такие качества, как самодисциплина и способность к самоограничению.
1. Определенные животные запрещены для использования в пищу (включая их мясо, внутренние органы, яйца и молоко).
2. Животные, которые разрешаются для употребления в пищу, должны быть зарезаны особым образом, именуемым шхита.
3. Кровь (кроме рыбьей) категорически запрещена для употребления в пищу. Она вся должна быть удалена из мяса (высаливанием, вымачиванием и т.д.) перед его готовкой и употреблением.
4. Мясные и молочные продукты не должны смешиваться или использоваться вместе.
5. Посуда, используемая для мясных продуктов, не должна использоваться для молочных, и наоборот. Посуда, использовавшаяся для некошерных продуктов, запрещена.
6. Фрукты и овощи разрешены в пищу, но не должны содержать насекомых и быть подпорченными.
7. Виноградные изделия (сок, вино, коньяк), изготовленные без соблюдения определенных правил, запрещены для употребления.
Кошерная еда должна быть изготовлена из кошерных продуктов, строго определенным способом и только иудеями. Все продукты, не соответствующие понятию «кошерная», являются запрещенными и наносящими вред телесному и духовному здоровью человека. Согласно этому, цель законов кашрута в том, чтобы:
• сократить до минимума число животных, которых можно убивать;
• производить умерщвление животных наиболее безболезненным способом;
• воспитать отвращение к пролитию крови.
Жестокость по отношению к животным прямо запрещена Торой. Поэтому и охотничьи забавы для развлечения тоже запрещены. Убивать животных нужно только для еды (возможно еще для медицинских исследований и т. п.). Шхита (забой скота согласно Торе) является одним из наиболее гуманных методов умерщвления животного. В соответствии с законами кашрута, любое раненое животное уже не кошерно. Поэтому убивать животных следует быстро, одним ударом ножа, чтобы уменьшить боль до минимума. Нож, которым пользуется шойхет (резник), должен быть острым. Животное при этом теряет сознание в доли секунды. И последнее, согласно мнению знатоков Торы, цель законов кашрута в том, чтобы через прием пищи евреи стремились к святости, чтобы прививались такие качества, как самодисциплина и способность к самоограничению.
Виды кошерных продуктов
Кошерные продукты, соответствующие описанию Торы:
• Мясо - говядина, баранина, козлятина. Можно употреблять в пищу мясо тех животных, которые являются парнокопытными и жвачными. Грызуны (зайцы, кролики и т.д.) не являются кошерными. Забой животных должен происходить особым способом. Проводит его только шойхет (резник). Для удаления всей крови из мяса, его вымачивают в воде и посыпают солью, которая впитывает последние капли крови.
• Птица - куры, утки, гуси, перепела, индейки. Запрещено есть мясо хищных птиц и птиц-падальщиков.
• Яйца только кошерных птиц считаются кошерными.
• Рыба - только та, у которой есть чешуя и плавники. Красная икра считается кошерной, а вот черная не входит в этот список. Угорь, сом, акула, осетр не считаются кошерными - так же, как моллюски и ракообразные.
• Молоко - только от кошерных животных. Еще один немаловажный аспект: по предписанию Торы, для приготовления мяса и приготовления молочных продуктов используется разная посуда (даже разная плита), хранятся мясные и молочные продукты отдельно (на разных полках в холодильнике) и употреблять молоко после мяса можно только через 6 часов, а вот мясо после молока можно употреблять уже через 30 мин. (если речь не идет о твердых сырах, там время выдерживается дольше).
• Насекомые находятся под запретом. Только мед, продукт жизнедеятельности пчел, является исключением и считается кошерным. Именно из-за запрета на все виды насекомых хозяйки очень внимательно проверяют крупы, зелень и овощи.
• В отношении алкоголя предписания Торы очень строги: вино изготавливается только евреями.
Таким образом, один из важнейших принципов кашрута таков: «То, что происходит от чистого, — чисто, а то, что происходит от нечистого, — нечисто». Отсюда следует, что нельзя пить молоко нечистого животного, есть яйца нечистой птицы, есть икру нечистой рыбы. Единственное исключение из этого правила — мед.
• Мясо - говядина, баранина, козлятина. Можно употреблять в пищу мясо тех животных, которые являются парнокопытными и жвачными. Грызуны (зайцы, кролики и т.д.) не являются кошерными. Забой животных должен происходить особым способом. Проводит его только шойхет (резник). Для удаления всей крови из мяса, его вымачивают в воде и посыпают солью, которая впитывает последние капли крови.
• Птица - куры, утки, гуси, перепела, индейки. Запрещено есть мясо хищных птиц и птиц-падальщиков.
• Яйца только кошерных птиц считаются кошерными.
• Рыба - только та, у которой есть чешуя и плавники. Красная икра считается кошерной, а вот черная не входит в этот список. Угорь, сом, акула, осетр не считаются кошерными - так же, как моллюски и ракообразные.
• Молоко - только от кошерных животных. Еще один немаловажный аспект: по предписанию Торы, для приготовления мяса и приготовления молочных продуктов используется разная посуда (даже разная плита), хранятся мясные и молочные продукты отдельно (на разных полках в холодильнике) и употреблять молоко после мяса можно только через 6 часов, а вот мясо после молока можно употреблять уже через 30 мин. (если речь не идет о твердых сырах, там время выдерживается дольше).
• Насекомые находятся под запретом. Только мед, продукт жизнедеятельности пчел, является исключением и считается кошерным. Именно из-за запрета на все виды насекомых хозяйки очень внимательно проверяют крупы, зелень и овощи.
• В отношении алкоголя предписания Торы очень строги: вино изготавливается только евреями.
Таким образом, один из важнейших принципов кашрута таков: «То, что происходит от чистого, — чисто, а то, что происходит от нечистого, — нечисто». Отсюда следует, что нельзя пить молоко нечистого животного, есть яйца нечистой птицы, есть икру нечистой рыбы. Единственное исключение из этого правила — мед.
Разрешенные виды животных
Сказано в Торе (книга Вайикра (Левиты), 11:3): "Всякий с раздвоенными копытами... и жующий жвачку из скота – его можно есть". Таким образом, устанавливаются два критерия, согласно которым определяется кошерность животного: животное должно быть одновременно жвачным и парнокопытным. Только наличие обоих признаков одноовременно делает животное кошерным. В Торе особо упоминаются четыре животных, обладающиx лишь одним из вышеупомянутых признаков, что подчеркивает запрет на употребление их в пищу. Это свинья, верблюд, даман и заяц.
Большинство кошерных животных являются домашними, но существуют и некоторые разрешенные дикие животные. Их можно ловить, однако охота на них, как и на любых других животных запрещена, так как они должны пройти строго определенный процесс убоя (шхиты).
Также существуют дикие животные, отвечающие всем требованиям наличия признаков кошерности (например, жираф), но не употребляющиеся в пищу из за отсутствия традиции их кошерного убоя.
Даже если животное является кошерным согласно определению Торы и было кошерно зарезано, оно может быть запрещено к употреблению в пищу, если при проверке его внутренних органов оно окажется больным.
Примеры кошерных животных: корова, овца, коза, олень, лось, газель.
Тора не определяет никаких признаков для кошерных птиц. Она просто перечисляет список трефных птиц. Среди них такие, как орёл, сова, пеликан. Однако основная черта запрещённых видов в том, что это хищные птицы.
Поскольку сегодня нет возможности точно распознать всех трефных птиц, перечисленных в Торе, в пищу употребляют только домашних птиц, кошерность которых подтверждена традициями. Это куры, индейки, перепела, утки, гуси и голуби.
Галаха приводит признак кошерности яиц: они должны быть от кошерных птиц. Обязательный, но недостаточный признак кошерности яйца — его разные концы (один более острый, другой — более округлый). Яйца же тех видов птиц, которые имеют одинаковые концы: или оба острые, или оба тупые — заведомо некошерны (обычно такие птицы хищные или падальщики).
Поскольку кровь категорически запрещена к употреблению, яйца, в желтке которых есть сгусток крови, являются трефными. Яйца с кровью в белке не обязательно выбрасываются, а просто освобождаются от крови и употребляются в пищу
Рыба и морепродукты. Из рыб кошерны те, что имеют одновременно плавники и чешую. Например, лосось, тунец, зубатка, скумбрия, щука, камбала, карп, сельдь и пр. А сом, акула, осетр, белуга, рыба-меч, минога, омар, моллюски, крабы, креветки и др. запрещены.
Большинство кошерных животных являются домашними, но существуют и некоторые разрешенные дикие животные. Их можно ловить, однако охота на них, как и на любых других животных запрещена, так как они должны пройти строго определенный процесс убоя (шхиты).
Также существуют дикие животные, отвечающие всем требованиям наличия признаков кошерности (например, жираф), но не употребляющиеся в пищу из за отсутствия традиции их кошерного убоя.
Даже если животное является кошерным согласно определению Торы и было кошерно зарезано, оно может быть запрещено к употреблению в пищу, если при проверке его внутренних органов оно окажется больным.
Примеры кошерных животных: корова, овца, коза, олень, лось, газель.
Тора не определяет никаких признаков для кошерных птиц. Она просто перечисляет список трефных птиц. Среди них такие, как орёл, сова, пеликан. Однако основная черта запрещённых видов в том, что это хищные птицы.
Поскольку сегодня нет возможности точно распознать всех трефных птиц, перечисленных в Торе, в пищу употребляют только домашних птиц, кошерность которых подтверждена традициями. Это куры, индейки, перепела, утки, гуси и голуби.
Галаха приводит признак кошерности яиц: они должны быть от кошерных птиц. Обязательный, но недостаточный признак кошерности яйца — его разные концы (один более острый, другой — более округлый). Яйца же тех видов птиц, которые имеют одинаковые концы: или оба острые, или оба тупые — заведомо некошерны (обычно такие птицы хищные или падальщики).
Поскольку кровь категорически запрещена к употреблению, яйца, в желтке которых есть сгусток крови, являются трефными. Яйца с кровью в белке не обязательно выбрасываются, а просто освобождаются от крови и употребляются в пищу
Рыба и морепродукты. Из рыб кошерны те, что имеют одновременно плавники и чешую. Например, лосось, тунец, зубатка, скумбрия, щука, камбала, карп, сельдь и пр. А сом, акула, осетр, белуга, рыба-меч, минога, омар, моллюски, крабы, креветки и др. запрещены.
Запрещенные виды животных
Для нашего стола абсолютно запрещены пресмыкающиеся, земноводные, черви, насекомые и прочие ползучие твари. (Поэтому следует внимательно проверять овощи, фрукты и грибы!).
Изо всех обитателей морей и водоемов разрешены только те виды рыб, которые обладают плавниками и чешуей. Поэтому осетровые рыбы (и их икра), креветки, раки, омары, кальмары, китовое мясо и т.п. не могут быть использованы евреями.
Тора перечисляет 20 запрещенных видов птиц. Поскольку сейчас мы не в состоянии точно их идентифицировать, традиция предписывает ограничиться теми видами птиц, кошерность которых несомненна: курами, утками, гусями, индейками и голубями. (Яйца запрещенных птиц также нельзя есть).
Из млекопитающих дозволены в пищу лишь те, кто обладает раздвоенными копытами и отрыгивает жвачку, т.е. козы, овцы, олени и коровы. Под запретом находится не только свинина, но и крольчатина, медвежатина, конина и т.д. (Молоко некошерных животных также запрещено).
Изо всех обитателей морей и водоемов разрешены только те виды рыб, которые обладают плавниками и чешуей. Поэтому осетровые рыбы (и их икра), креветки, раки, омары, кальмары, китовое мясо и т.п. не могут быть использованы евреями.
Тора перечисляет 20 запрещенных видов птиц. Поскольку сейчас мы не в состоянии точно их идентифицировать, традиция предписывает ограничиться теми видами птиц, кошерность которых несомненна: курами, утками, гусями, индейками и голубями. (Яйца запрещенных птиц также нельзя есть).
Из млекопитающих дозволены в пищу лишь те, кто обладает раздвоенными копытами и отрыгивает жвачку, т.е. козы, овцы, олени и коровы. Под запретом находится не только свинина, но и крольчатина, медвежатина, конина и т.д. (Молоко некошерных животных также запрещено).
Запрет употребления крови
Разрешенное к употреблению животное или птицу можно есть, только если оно зарезано опытным шойхетом (резником) в точном соответствии со всеми деталями еврейского закона. Из мяса должны быть удалены некошерные части, после чего его вымачивают и высаливают или жарят на открытом огне.
Запрет смешивать мясное с молочным
Тора запрещает смешивать мясные продукты с молочными на всех стадиях приготовления пищи. По этой причине в верном традиции еврейском доме пользуются двумя комплектами посуды: мясным и молочным.
Фактор времени
Время тоже может быть фактором, из-за которого пища становится некошерной. Так, например, хамец (квасное), не уничтоженной перед Песахом, или пища, приготовленная в Шаббат, некошерны.
Смысл закона
Почти каждому религиозному еврею приходилось слышать вопрос: «Неужели вы действительно думаете, что Б-гу небезразлично, что мы едим?» На самом деле за этим вопросом скрывается другой: «Неужели вы действительно думаете, что Б-гу есть до нас дело?» Многие знаменитые философы от Аристотеля до Гегеля доказывали, что Б-г может интересоваться только вселенной в целом, а не отдельными ее деталями, в том числе людьми.
Но Б-га Авраама, Ицхака и Яакова интересует абсолютно каждый человек. В книге Теhилим сказано: «Его милосердие – для всех его созданий». Для нас Он – наш Небесный Отец. Отец должен заботиться о нравственном и духовном воспитании ребенка, но на нем лежит и забота о том, чтобы ребенок надлежащим образом питался. Эти вещи взаимосвязаны.
Мы не хотим сказать, что законы кашрута – это правила гигиены еды, хотя такие высказывания делались не раз. Было бы не просто доказать, что соблюдения кашрута способствует укреплению здоровья, и наоборот, пренебрежение этими правилами ставит наше физическое благополучие под угрозу. Но Тора – мудрость Создателя, вечный источник истины – утверждает, что влияние пищи не ограничивается калориями и витаминами, но распространяется гораздо дальше, определяя здоровье еврейской души и ее чистоту.
Те, кто преуспел в искусстве толкования мицвот (заповедей), предложили несколько объяснений всеохватывающей структуры кашрута. Некоторые авторы подчеркивают дисциплинирующий аспект правил кашрута, и они правы. Тора дисциплинирует человека, а роль самодисциплины очень важна в жизни религиозного еврея. Другие подчеркивают воспитательный аспект соблюдения кашрута. Кашрут заставляет задумываться о значимости животных и даже растений, развивает уважение к созданиям Вс-вышнего и воспитывает смирение в человеке, вынужденном находиться в зависимости от низших форм существования.
Третьи заостряют внимание на следствиях соблюдения кашрута, говоря о его влиянии на жизнь и выживание евреев. Вне всякого сомнения, в их утверждениях много правды. Соблюдать кашрут – значит жить по-еврейски. Кашрут делает уклад жизни евреев уникальным и отличным от уклада всех остальных народов мира, и потому надежно защищает евреев от ассимиляции.
Нам бы хотелось выделить еще один аспект, о котором сообщают в Талмуде еврейские мудрецы. Говоря о запрещенной еде, Тора употребляет слово тамэ (ритуально нечистый). Мудрецы указывают на другое слово, корень которого состоит из тех же букв: тимтум, что значит засорять, блокировать. Мудрецы говорят, что природа тамэ – «шэметамтэм эт алев» - оно как бы блокирует сердце, превращает его в камень. Современная медицина открыла, что существует тесная связь между состоянием духа и состоянием тела, и мысль о том, что наша пища может повлиять на наше духовное состояние, уже не кажется мистической.
Рав Шимшон Рафаэль Гирш, великий современный комментатор Торы, объясняет, что соблюдение всего огромного комплекса заповедей необходимо для выполнения евреями их духовного предназначения. Именно это соблюдение порождает не имеющую параллелей стойкость, творческую активность и любовь евреев к Б-гу.
Но Б-га Авраама, Ицхака и Яакова интересует абсолютно каждый человек. В книге Теhилим сказано: «Его милосердие – для всех его созданий». Для нас Он – наш Небесный Отец. Отец должен заботиться о нравственном и духовном воспитании ребенка, но на нем лежит и забота о том, чтобы ребенок надлежащим образом питался. Эти вещи взаимосвязаны.
Мы не хотим сказать, что законы кашрута – это правила гигиены еды, хотя такие высказывания делались не раз. Было бы не просто доказать, что соблюдения кашрута способствует укреплению здоровья, и наоборот, пренебрежение этими правилами ставит наше физическое благополучие под угрозу. Но Тора – мудрость Создателя, вечный источник истины – утверждает, что влияние пищи не ограничивается калориями и витаминами, но распространяется гораздо дальше, определяя здоровье еврейской души и ее чистоту.
Те, кто преуспел в искусстве толкования мицвот (заповедей), предложили несколько объяснений всеохватывающей структуры кашрута. Некоторые авторы подчеркивают дисциплинирующий аспект правил кашрута, и они правы. Тора дисциплинирует человека, а роль самодисциплины очень важна в жизни религиозного еврея. Другие подчеркивают воспитательный аспект соблюдения кашрута. Кашрут заставляет задумываться о значимости животных и даже растений, развивает уважение к созданиям Вс-вышнего и воспитывает смирение в человеке, вынужденном находиться в зависимости от низших форм существования.
Третьи заостряют внимание на следствиях соблюдения кашрута, говоря о его влиянии на жизнь и выживание евреев. Вне всякого сомнения, в их утверждениях много правды. Соблюдать кашрут – значит жить по-еврейски. Кашрут делает уклад жизни евреев уникальным и отличным от уклада всех остальных народов мира, и потому надежно защищает евреев от ассимиляции.
Нам бы хотелось выделить еще один аспект, о котором сообщают в Талмуде еврейские мудрецы. Говоря о запрещенной еде, Тора употребляет слово тамэ (ритуально нечистый). Мудрецы указывают на другое слово, корень которого состоит из тех же букв: тимтум, что значит засорять, блокировать. Мудрецы говорят, что природа тамэ – «шэметамтэм эт алев» - оно как бы блокирует сердце, превращает его в камень. Современная медицина открыла, что существует тесная связь между состоянием духа и состоянием тела, и мысль о том, что наша пища может повлиять на наше духовное состояние, уже не кажется мистической.
Рав Шимшон Рафаэль Гирш, великий современный комментатор Торы, объясняет, что соблюдение всего огромного комплекса заповедей необходимо для выполнения евреями их духовного предназначения. Именно это соблюдение порождает не имеющую параллелей стойкость, творческую активность и любовь евреев к Б-гу.
Удостоверение кашрута
Ушли в прошлое местные шойхеты, пекари и сыровары. В наши дни производство еды стало большой индустрией. Массовое производство и продажа на национальных и международных рынках влекут за собой увеличение производительности и скорости производства пищевых продуктов, рост ассортимента пищи и усложнение технологии, что не в последнюю очередь диктуется заботой о прибыли.В современных пищевых производствах используется огромное количество консервантов, пищевых красителей, вкусовых и ароматизирующих добавок, не известных старой домашней кухне. Все они могут иметь некошерное происхождение. Да и в самом технологическом процессе могут использоваться небольшие количества веществ, не имеющих большого значения в глазах производителя, но абсолютно недопустимых с точки зрения еврейского закона. Поэтому, покупая продукт, мы не можем полагаться лишь на список ингредиентов, но обязаны убедиться в наличии авторитетного удостоверения кашрута. Такие удостоверения выдаются раввинскими судами, батей дин, которые по всему миру следят за тщательным соблюдением производителями законов кашрута.
Печатается по изданию «Путеводитель по миру благословений. Благословения на разные виды пищи», составил рабби Нафтали Хоффнер, изд-во «Швут Ами», 1992 г.
Общие правила брахот
Замечание
В некоторых случаях статус блюда однозначно не определен, поэтому нет единого мнения о том, какую браху нужно на него произносить. В случае сомнения вам следует задать вопрос своему раву и считать его решение обязательным для себя.При составлении справочника мы руководствовались мнением рабби Нафтали Хоффнера (Сэфер Аалаха, ч.1, Диней Бирхот Анеэнин, издание Мосада Элиэзера Хоффнера в Тель-Авиве).
Правильный выбор брахи
Еврейские мудрецы установили шесть благословений на пищу. Два из них относятся только к одному виду еды (агафэн к виноградному вину, амоци к хлебу). Три благословения относятся к классам пищи (аадама, аэц и мезонот). И, наконец, самое универсальное благословение – шеаколь – включает в себя по существу все сотворенное. Конкретность брахи подчеркивает важность пищи и, значит, увеличивает нашу хвалу Вс-вышнему. Поэтому очень важно благословлять еду в соответствии с установлениями мудрецов. Если вы сомневаетесь в том, какая браха подходит к данному виду пищи, произнесите более общую браху.
Поясним сказанное примером с вином:
Агафэн — КОНКРЕТНАЯ БРАХА, относится только к вину (гэфэн – на иврите «виноградная лоза»)
Аэц — ОБЩАЯ БРАХА (т.к. вино изготавливается из винограда – плода дерева; эц - на иврите «дерево»)
Аадама — БОЛЕЕ ОБЩАЯ БРАХА (т.к. дерево растет из земли; адама - на иврите «земля»)
Шеаколь — НАИБОЛЕЕ ОБЩАЯ БРАХА (относящаяся при необходимости к любой пище; аколь - на иврите «все»)
Порядок от конкретного к общему, показанный на этом примере, может быть применен к фруктам, овощам, напиткам и т.д. Для выпечных изделий порядок будет следующим:
Амоци — КОНКРЕТНАЯ БРАХА (произносится только на хлеб)
Мезонот — БОЛЕЕ ОБЩАЯ БРАХА (произносится на еду, приготовленную из муки из пяти видов злаков – пшеницы, ячменя, полбы, овса и ржи)
Шеаколь — НАИБОЛЕЕ ОБЩАЯ БРАХА (относящаяся при необходимости к любой пище)
Поясним сказанное примером с вином:
Агафэн — КОНКРЕТНАЯ БРАХА, относится только к вину (гэфэн – на иврите «виноградная лоза»)
Аэц — ОБЩАЯ БРАХА (т.к. вино изготавливается из винограда – плода дерева; эц - на иврите «дерево»)
Аадама — БОЛЕЕ ОБЩАЯ БРАХА (т.к. дерево растет из земли; адама - на иврите «земля»)
Шеаколь — НАИБОЛЕЕ ОБЩАЯ БРАХА (относящаяся при необходимости к любой пище; аколь - на иврите «все»)
Порядок от конкретного к общему, показанный на этом примере, может быть применен к фруктам, овощам, напиткам и т.д. Для выпечных изделий порядок будет следующим:
Амоци — КОНКРЕТНАЯ БРАХА (произносится только на хлеб)
Мезонот — БОЛЕЕ ОБЩАЯ БРАХА (произносится на еду, приготовленную из муки из пяти видов злаков – пшеницы, ячменя, полбы, овса и ржи)
Шеаколь — НАИБОЛЕЕ ОБЩАЯ БРАХА (относящаяся при необходимости к любой пище)
Правила для брахи аэц
Браха аэц произносится на соответствующие фрукты, если выполняются следующие условия:
а) фрукты созрели;
б) часть, которую вы едите, является основной частью фрукта, например – долька апельсина, а не его кожура;
в) фрукты не потеряли свой внешний вид и форму;
г) фрукты едят в том виде, в котором их принято есть (сыром, вареном и т.п.), или, когда способ их приготовления – лучший из всех возможных. Например, браха аэц произносится на сырые орехи, а не вареные, потому что, во-первых, не принято есть вареные орехи, а во-вторых, это не самый лучший способ их приготовления. С другой стороны, браха аэц говорится как на сырые, так и на вареные яблоки, потому что принято есть яблоки и в том, и в другом виде;
д) все фрукты, которые в своем природном виде имеют горький вкус, должны быть приготовлены традиционным способом, например, консервированные маслины;
е) фрукты должны быть культурными, а не дикими, например, на дикорастущие грецкие орехи произносится браха шеаколь, а не аэц.
а) фрукты созрели;
б) часть, которую вы едите, является основной частью фрукта, например – долька апельсина, а не его кожура;
в) фрукты не потеряли свой внешний вид и форму;
г) фрукты едят в том виде, в котором их принято есть (сыром, вареном и т.п.), или, когда способ их приготовления – лучший из всех возможных. Например, браха аэц произносится на сырые орехи, а не вареные, потому что, во-первых, не принято есть вареные орехи, а во-вторых, это не самый лучший способ их приготовления. С другой стороны, браха аэц говорится как на сырые, так и на вареные яблоки, потому что принято есть яблоки и в том, и в другом виде;
д) все фрукты, которые в своем природном виде имеют горький вкус, должны быть приготовлены традиционным способом, например, консервированные маслины;
е) фрукты должны быть культурными, а не дикими, например, на дикорастущие грецкие орехи произносится браха шеаколь, а не аэц.
Правила для брахи аадама
Браха аадама произносится на соответствующие овощи, если выполняются следующие условия:
а) овощи должны быть узнаваемыми (даже если они потеряли свою первоначальную форму и цвет, например, помидоры, из которых готовят томатный соус);
б) овощи едят в том виде, в каком их принято есть в данном месте – т.е. в сыром (как огурцы), вареном (как картофель, который принято варить) и т.д.
а) овощи должны быть узнаваемыми (даже если они потеряли свою первоначальную форму и цвет, например, помидоры, из которых готовят томатный соус);
б) овощи едят в том виде, в каком их принято есть в данном месте – т.е. в сыром (как огурцы), вареном (как картофель, который принято варить) и т.д.
Какие фрукты или овощи едят в первую очередь
Если вы собираетесь есть несколько видов фруктов или овощей, на которые говорится одна и та же браха (аэц или аадама), эту браху нужно произносить только один раз. Фрукты или овощи, которые едят в первую очередь и на которые, следовательно, будет сказана браха, выбираются в соответствии со следующими правилами (которые расположены по порядку предпочтительности):
а) Если среди фруктов или овощей имеются те, за которые восхваляется Земля Израиля, то в первую очередь благословляется одно из них. Если таких растений несколько, их едят в таком порядке: 1) маслины; 2) финики; 3) виноград; 4) инжир; 5) гранаты; 6) зерновые (пшеница, ячмень, овес, рожь и полба; если эти зерновые поданы в вареном или печеном виде, на них нужно произносить мезонот или амоци).
б) Целый фрукт всегда благословляют и едят раньше, чем нецелый, даже если вы больше любите последний.
в) Благословляется тот фрукт, который вы любите больше остальных.
г) Благословляется тот фрукт, который вам больше всего хочется сейчас съесть.
Если вы собираетесь есть несколько видов фруктов или овощей, на некоторые из которых произносится браха аэц, а на остальные – аадама (например, яблоки и клубника), то правила таковы:
а) В первую очередь едят или хотя бы пробуют плод, который больше любят – независимо от того, какая браха на него произносится (аэц или аадама).
б) Благословляется тот плод, который вам больше всего хочется сейчас съесть.
в) Благословляется одно из растений, за которые восхваляется Земля Израиля (см.выше).
г) Благословляется целый плод, а если такого не нашлось, то – плод, на который произносится браха аэц.
На фруктовый компот, изготовленный на заводе и состоящий из мелких кусочков различных фруктов, нужно говорить только одну браху (аэц или аадама), на те фрукты, которых большинство. Если компот домашний и в него входят крупные куски фруктов, нужно произносить браху на каждый фрукт в соответствии с вышеперечисленными правилами.
а) Если среди фруктов или овощей имеются те, за которые восхваляется Земля Израиля, то в первую очередь благословляется одно из них. Если таких растений несколько, их едят в таком порядке: 1) маслины; 2) финики; 3) виноград; 4) инжир; 5) гранаты; 6) зерновые (пшеница, ячмень, овес, рожь и полба; если эти зерновые поданы в вареном или печеном виде, на них нужно произносить мезонот или амоци).
б) Целый фрукт всегда благословляют и едят раньше, чем нецелый, даже если вы больше любите последний.
в) Благословляется тот фрукт, который вы любите больше остальных.
г) Благословляется тот фрукт, который вам больше всего хочется сейчас съесть.
Если вы собираетесь есть несколько видов фруктов или овощей, на некоторые из которых произносится браха аэц, а на остальные – аадама (например, яблоки и клубника), то правила таковы:
а) В первую очередь едят или хотя бы пробуют плод, который больше любят – независимо от того, какая браха на него произносится (аэц или аадама).
б) Благословляется тот плод, который вам больше всего хочется сейчас съесть.
в) Благословляется одно из растений, за которые восхваляется Земля Израиля (см.выше).
г) Благословляется целый плод, а если такого не нашлось, то – плод, на который произносится браха аэц.
На фруктовый компот, изготовленный на заводе и состоящий из мелких кусочков различных фруктов, нужно говорить только одну браху (аэц или аадама), на те фрукты, которых большинство. Если компот домашний и в него входят крупные куски фруктов, нужно произносить браху на каждый фрукт в соответствии с вышеперечисленными правилами.
Если блюдо состоит из нескольких продуктов
Если вместе едят два вида продуктов и один из них можно считать второстепенным по отношению к другому, произносится браха только на основной продукт.
Например, в рисовом пудинге, приготовленном из риса, изюма, корицы и др. ингредиентов, основным является рис; остальные же добавляются для улучшения вкуса. Поэтому нужно говорить только браху мезонот.
Если блюдо состоит из двух ингредиентов и не один из них нельзя считать второстепенным по отношению к другому, нужно говорить две брахи. Первой произносится более конкретная браха (см. выше).
Примеры:
Кофе с пирожным: поскольку ни кофе, ни пирожное не может быть названо основным продуктом, нужно произносить две брахи. Сначала говорят мезонот и едят кусочек пирожного, затем говорят шеаколь на кофе.
Клубника со сливками: большинство людей скажет, что клубника и сливки в этом блюде одинаково важны. Поэтому нужно сначала сказать аадама на клубнику, а затем шеаколь на сливки. Однако, если клубники существенно больше, чем сливок, сливки становятся второстепенным продуктом, и произносится только одна браха – аадама. С другой стороны, если сливок явно больше, чем клубники, говорится только шеаколь.
Например, в рисовом пудинге, приготовленном из риса, изюма, корицы и др. ингредиентов, основным является рис; остальные же добавляются для улучшения вкуса. Поэтому нужно говорить только браху мезонот.
Если блюдо состоит из двух ингредиентов и не один из них нельзя считать второстепенным по отношению к другому, нужно говорить две брахи. Первой произносится более конкретная браха (см. выше).
Примеры:
Кофе с пирожным: поскольку ни кофе, ни пирожное не может быть названо основным продуктом, нужно произносить две брахи. Сначала говорят мезонот и едят кусочек пирожного, затем говорят шеаколь на кофе.
Клубника со сливками: большинство людей скажет, что клубника и сливки в этом блюде одинаково важны. Поэтому нужно сначала сказать аадама на клубнику, а затем шеаколь на сливки. Однако, если клубники существенно больше, чем сливок, сливки становятся второстепенным продуктом, и произносится только одна браха – аадама. С другой стороны, если сливок явно больше, чем клубники, говорится только шеаколь.
Какую браху говорят на супы и соки
На сок, который получается путем простого выдавливания (без нагревания) ‒ например, апельсиновый или грейпфрутовый, ‒ говорят браху шеаколь.
На соки и супы, которые готовятся при помощи нагревания овощей или фруктов, нужно произносить ту же браху, что и на сами овощи или фрукты (потому что при нагревании или варке овощей и фруктов их вкус больше передается жидкости, чем при простом выдавливании. Таким образом, на сок из чернослива произносится браха аэц, а на томатный сок – аадама.
На соки и супы, которые готовятся при помощи нагревания овощей или фруктов, нужно произносить ту же браху, что и на сами овощи или фрукты (потому что при нагревании или варке овощей и фруктов их вкус больше передается жидкости, чем при простом выдавливании. Таким образом, на сок из чернослива произносится браха аэц, а на томатный сок – аадама.
Когда вместо мезонот нужно говорить амоци
Прежде чем начать есть блюдо, на которое обычно произносится браха мезонот, вы должны решить, какое его количество вы собираетесь съесть.
а) Если вы хотите съесть количество, не превышающее по объему три-четыре яйца (согласно мнению р.Моше Файнштейна – около 170 гр.), нужно говорить мезонот.
б) Если вы собираетесь съесть больше этого объема, блюдо будет считаться хлебом (независимо от того, похоже оно внешне на хлеб или нет. Поэтому нужно себя с самого начала вести так, будто вы едите хлеб: совершить омовение рук перед едой, сказать амоци на пищу и прочесть биркат амазон после еды.
в) Подобным образом, когда в начале полной трапезы едят блюдо, требующее брахи мезонот, даже если его количество невелико, нужно совершить омовение рук и сказать амоци перед едой, биркат амазон после еды.
г) Лучший способ избежать сомнительных ситуаций – начать трапезу с хлеба.
а) Если вы хотите съесть количество, не превышающее по объему три-четыре яйца (согласно мнению р.Моше Файнштейна – около 170 гр.), нужно говорить мезонот.
б) Если вы собираетесь съесть больше этого объема, блюдо будет считаться хлебом (независимо от того, похоже оно внешне на хлеб или нет. Поэтому нужно себя с самого начала вести так, будто вы едите хлеб: совершить омовение рук перед едой, сказать амоци на пищу и прочесть биркат амазон после еды.
в) Подобным образом, когда в начале полной трапезы едят блюдо, требующее брахи мезонот, даже если его количество невелико, нужно совершить омовение рук и сказать амоци перед едой, биркат амазон после еды.
г) Лучший способ избежать сомнительных ситуаций – начать трапезу с хлеба.
Дополнительные брахот, которые произносят во время трапезы
После того как сказали амоци на хлеб в начале трапезы, другие брахот на еду, которую едят во время этой трапезы, произносить уже не нужно, за исключением:
а) вина, на которое нужно говорить агафэн (кроме случаев, когда какое-то количество вина было выпито непосредственно перед трапезой, например, во время кидуша).
б) фруктов, которые едят отдельно, например, в виде десерта.
Нет никакой необходимости произносить аль амихья или борэ нефашот после вина или фруктов, потому что и к ним относится биркат амазон.
а) вина, на которое нужно говорить агафэн (кроме случаев, когда какое-то количество вина было выпито непосредственно перед трапезой, например, во время кидуша).
б) фруктов, которые едят отдельно, например, в виде десерта.
Нет никакой необходимости произносить аль амихья или борэ нефашот после вина или фруктов, потому что и к ним относится биркат амазон.
Биркат амазон – благословление после трапезы
После того, как трапеза закончена, нужно произнести биркат амазон как можно скорее. Если вы не произнесли это благословение сразу же после трапезы, его можно сказать в течение 72 минут после завершения еды. Если прошло более 72 минут (или вы не знаете, сколько времени прошло) и вы опять проголодались, биркат амазон говорить не нужно. Если же вы еще не голодны, вы должны съесть по крайней мере кезайт (объем примерно половины яйца, но не менее трети яйца) любой еды, чтобы быть уверенным, что вам еще следует произнести биркат амазон, а затем сказать благословение.
Если произносят биркат амазон вне дома, например, в самолете, поезде и т.п., нужно заменить слова
Арахаман у йишлах лану бераха меруба бабайт азэ (Да пошлет Милосердный изобильное благословение на этот дом) словами
Арахаман у йишлах лану бераха меруба баалихотэну увишивотэну ад олам (Да пошлет нам Милосердный изобильное благословение в дороге и дома).
Если произносят биркат амазон вне дома, например, в самолете, поезде и т.п., нужно заменить слова
Арахаман у йишлах лану бераха меруба бабайт азэ (Да пошлет Милосердный изобильное благословение на этот дом) словами
Арахаман у йишлах лану бераха меруба баалихотэну увишивотэну ад олам (Да пошлет нам Милосердный изобильное благословение в дороге и дома).
Аль амихъя – благословение после закуски
Это благословение произносится после вина или после одного из пяти видов фруктов (маслины, финики, виноград, инжир или гранаты), которыми восхвалена Земля Израиля, или после изделий (кроме хлеба), испеченых из муки одного из пяти видов злаков (пшеница, ячмень, овес, рожь и полба).
Если вы не помните это благословение наизусть, можно сказать вместо него более короткую браху аль нэфашот, которая говорится в случаях, когда не требуется ни биркат амазон, ни аль амихъя. Но если вы уверены, что в течение 72 минут вы доберетесь до места, где сможете прочесть это благословение по сидуру (молитвеннику), то вы обязаны так и поступить.
Если вы не помните это благословение наизусть, можно сказать вместо него более короткую браху аль нэфашот, которая говорится в случаях, когда не требуется ни биркат амазон, ни аль амихъя. Но если вы уверены, что в течение 72 минут вы доберетесь до места, где сможете прочесть это благословение по сидуру (молитвеннику), то вы обязаны так и поступить.
Прием лекарств
Ни до, ни после приема лекарства не нужно произносить благословение в случае, если лекарство запивается водой. Если же лекарство запивают другим напитком, например, апельсиновым соком, нужно сказать браху, которую требует этот напиток (в данном примере шеаколь).
Правила для брахи шеэхеяну
Шеэхеяну произносят, когда фрукт или овощ едят первый раз в сезоне. При этом должны выполнятся следующие условия:
а) Данный фрукт или овощ созревает раз или два в году, но не чаще.
б) Плод должен быть абсолютно свежим. Шеэхеяну не говорится на картофель, который находился в хранилище; на грибы и на такие овощи, которые никогда не являются основным элементом трапезы (например, салат).
в) Плод должен быть полностью созревшим и готовым к употреблению.
Можно говорить шеэхеяну на все разновидности одного и того же фрукта, например, на темные и светлые финики, на черную и красную смородину.
Браха шеэхеяну произносится перед брахой аэц или аадама. Если вы по ошибке сначала сказали аэц или аадама, вы можете сказать шеэхеану после них, перед тем как начать есть плод. После того как плод полностью съеден, шеэхеану произносить нельзя.
а) Данный фрукт или овощ созревает раз или два в году, но не чаще.
б) Плод должен быть абсолютно свежим. Шеэхеяну не говорится на картофель, который находился в хранилище; на грибы и на такие овощи, которые никогда не являются основным элементом трапезы (например, салат).
в) Плод должен быть полностью созревшим и готовым к употреблению.
Можно говорить шеэхеяну на все разновидности одного и того же фрукта, например, на темные и светлые финики, на черную и красную смородину.
Браха шеэхеяну произносится перед брахой аэц или аадама. Если вы по ошибке сначала сказали аэц или аадама, вы можете сказать шеэхеану после них, перед тем как начать есть плод. После того как плод полностью съеден, шеэхеану произносить нельзя.
Печатается по изданию «Путеводитель по миру благословений. Благословения на разные виды пищи», составил рабби Нафтали Хоффнер, изд-во «Швут Ами», 1992 г.
Другие правила использования благословений
1. Перед тем, как есть хлеб, омывают руки (льют из ковшика 2 раза на правую и 2 раза на левую) и говорят: БОРУХ АТО АДО-НОЙ ЭЛО-ЭЙНУ МЕЛЕХ А-ОЙЛОМ АШЕР КИДШОНУ БЭ-МИЦВОСОВ ВЭ-ЦИВОНУ АЛЬ НЭТИЛАС ЙОДОИМ (Благословен Ты, Г-сподь, Б-г наш, Владыка мира, Освятивший нас Своими заповедями и давший нам повеление об омовении рук).2. Перед тем, как есть хлеб: БОРУХ АТО АДО-НОЙ ЭЛО-ЭЙНУ МЕЛЕХ А-ОЙЛОМ А-МОЙЦИ ЛЭХЕМ МИН А-ОРЕЦ (Благословен Ты, Г-сподь, Б-г наш, Владыка мира, Взрастивший хлеб из земли).
3. Перед тем, как есть пищу, приготовленную из пшеницы, ячменя, ржи, овса и полбы (по мнению многих, также из риса), кроме хлеба: БОРУХ АТО АДО-НОЙ ЭЛО-ЭЙНУ МЕЛЕХ А-ОЙЛОМ БОРЭ МИНЭЙ МЭЗОНОЙС (Благословен Ты, Г-сподь, Б-г наш, Владыка мира, Сотворивший разнообразные виды пищи, которые насыщают).
4. Перед тем, как пить виноградное вино или виноградный сок: БОРУХ АТО АДО-НОЙ ЭЛО-ЭЙНУ МЕЛЕХ А-ОЙЛОМ БОРЭ ПРИ А-ГОФЕН (Благословен Ты, Г-сподь, Б-г наш, Владыка мира, Сотворивший плод виноградной лозы).
5. Перед тем как есть фрукты, которые растут на дереве (включая, например, вишню): БОРУХ АТО АДО-НОЙ ЭЛО-ЭЙНУ МЕЛЕХ А-ОЙЛОМ БОРЭ ПРИ А-ЭЦ (…Сотворивший плод дерева).
6. Перед тем, как есть плоды земли (овощи и всё, что растёт на земле, включая, например, ананасы, а также бананы, т.к. банан не считается деревом, а значит, его плоды – плоды земли): БОРУХ АТО АДО-НОЙ ЭЛО-ЭЙНУ МЕЛЕХ А-ОЙЛОМ БОРЭ ПРИ А-АДОМО (…Сотворивший плод земли).
7. Перед тем, как есть другие виды пищи или пить другие напитки (мясо, рыба, яйца, молочные продукты, воду и т.д.): БОРУХ АТО АДО-НОЙ ЭЛО-ЭЙНУ МЕЛЕХ А-ОЙЛОМ ШЭ-А-КОЛЬ НИ h ЙА БИ-ДВОРОЙ (Благословен Ты, Г-сподь, Б-г наш, Владыка вселенной, по Чьему слову возникло всё).
Благословения
Браха «Амоци» произносится на хлеб, халы, бублики, мацу, питу и другие изделия из 5 видов злаков - пшеницы, ржи, овса, полбы, ячменя, которые изготовлены подобно хлебу, т.е. с добавлением воды.
Текст брахи:
:בָּרוּךְ אַתָּה יְיָ אֱלֹהֵינוּ מֶלֶךְ הָעוֹלָם הַמּוֹצִיא לֶחֶם מִן הָאָרֶץ
Транслитерация:
Барух Ата Ад-оной, Эло-эйну Мэлех Аолам, амоци лэхем мин аарец.
Перевод на русский:
Благословен Ты, Г-сподь Б-г наш, Царь вселенной, выводящий хлеб из земли.
БОЛЕЕ ОБЩАЯ БРАХА (по сравнению с Амоци), на выпечные изделия и каши из пяти видов злаков, произносится на еду, приготовленную из муки из пяти видов злаков – пшеницы, ячменя, полбы, овса и ржи (по мнению многих, также из риса).
Текст брахи:
:בָּרוּךְ אַתָּה יְיָ אֱלֹהֵינוּ מֶלֶךְ הָעוֹלָם בּוֹרֵא מִינֵי מְזוֹנוֹת
Транслитерация:
Барух Ата Ад-оной, Эло-эйну Мэлех Аолам, борэ минэй мезонот.
Перевод на русский:
Благословен Ты, Г-сподь Б-г наш, Царь вселенной, творящий виды пищи.
Когда вместо мезонот нужно говорить амоци:
Прежде чем начать есть блюдо, на которое обычно произносится браха мезонот, вы должны решить, какое его количество вы собираетесь съесть.
а) Если вы хотите съесть количество, не превышающее по объему три-четыре яйца (согласно мнению р.Моше Файнштейна – около 170 гр.), нужно говорить мезонот.
б) Если вы собираетесь съесть больше этого объема, блюдо будет считаться хлебом (независимо от того, похоже оно внешне на хлеб или нет.
Поэтому нужно себя с самого начала вести так, будто вы едите хлеб: совершить омовение рук перед едой, сказать амоци на пищу и прочесть биркат амазон после еды.
в) Подобным образом, когда в начале полной трапезы едят блюдо, требующее брахи мезонот, даже если его количество невелико, нужно совершить омовение рук и сказать амоци перед едой биркат амазон после еды.
г) Лучший способ избежать сомнительных ситуаций – начать трапезу с хлеба.
Прежде чем начать есть блюдо, на которое обычно произносится браха мезонот, вы должны решить, какое его количество вы собираетесь съесть.
а) Если вы хотите съесть количество, не превышающее по объему три-четыре яйца (согласно мнению р.Моше Файнштейна – около 170 гр.), нужно говорить мезонот.
б) Если вы собираетесь съесть больше этого объема, блюдо будет считаться хлебом (независимо от того, похоже оно внешне на хлеб или нет.
Поэтому нужно себя с самого начала вести так, будто вы едите хлеб: совершить омовение рук перед едой, сказать амоци на пищу и прочесть биркат амазон после еды.
в) Подобным образом, когда в начале полной трапезы едят блюдо, требующее брахи мезонот, даже если его количество невелико, нужно совершить омовение рук и сказать амоци перед едой биркат амазон после еды.
г) Лучший способ избежать сомнительных ситуаций – начать трапезу с хлеба.
Браха «Аhафэн» произносится только на виноградный сок и виноградное вино (гэфэн - на иврите "виноградная лоза").
Текст брахи:
:בָּרוּךְ אַתָּה יְיָ אֱלהֵינוּ מֶלֶךְ הָעולָם בּוֹרֵא פְּרִי הַגָּפֶן
Транслитерация:
Барух Ата Ад-оной, Эло-эйну Мэлех Аолам, борэ при аhафэн.
Перевод на русский:
Благословен Ты, Г-сподь Б-г наш, Царь вселенной, творящий плод виноградной лозы.
Браха «Аэц» произносится на все фрукты плодовых деревьев, включая виноград, сухофрукты и орехи (кроме бананов, ананасов и земляных орехов). Эц - на иврите "дерево".
Текст брахи:
:בָּרוּךְ אַתָּה יְיָ אֱלהֵינוּ מֶלֶךְ הָעולָם בּוֹרֵא פְּרִי הָעֵץ
Транслитерация:
Барух Ата Ад-оной, Эло-эйну Мэлех Аолам, борэ п'ри аэц.
Перевод на русский:
Благословен Ты, Г-сподь Б-г наш, Царь вселенной, творящий плод дерева.
Правила для брахи аэц:
Браха аэц произносится на соответствующие фрукты, если выполняются следующие условия:
а) фрукты созрели;
б) часть, которую вы едите, является основной частью фрукта, например – долька апельсина, а не его кожура;
в) фрукты не потеряли свой внешний вид и форму;
г) фрукты едят в том виде, в котором их принято есть (сыром, вареном и т.п.), или, когда способ их приготовления – лучший из всех возможных. Например, браха аэц произносится на сырые орехи, а не вареные, потому что, во-первых, не принято есть вареные орехи, а во-вторых, это не самый лучший способ их приготовления. С другой стороны, браха аэц говорится как на сырые, так и на вареные яблоки, потому что принято есть яблоки и в том, и в другом виде;
д) все фрукты, которые в своем природном виде имеют горький вкус, должны быть приготовлены традиционным способом, например, консервированные маслины;
е) фрукты должны быть культурными, а не дикими, например, на дикорастущие грецкие орехи произносится браха шеаколь, а не аэц..
Браха аэц произносится на соответствующие фрукты, если выполняются следующие условия:
а) фрукты созрели;
б) часть, которую вы едите, является основной частью фрукта, например – долька апельсина, а не его кожура;
в) фрукты не потеряли свой внешний вид и форму;
г) фрукты едят в том виде, в котором их принято есть (сыром, вареном и т.п.), или, когда способ их приготовления – лучший из всех возможных. Например, браха аэц произносится на сырые орехи, а не вареные, потому что, во-первых, не принято есть вареные орехи, а во-вторых, это не самый лучший способ их приготовления. С другой стороны, браха аэц говорится как на сырые, так и на вареные яблоки, потому что принято есть яблоки и в том, и в другом виде;
д) все фрукты, которые в своем природном виде имеют горький вкус, должны быть приготовлены традиционным способом, например, консервированные маслины;
е) фрукты должны быть культурными, а не дикими, например, на дикорастущие грецкие орехи произносится браха шеаколь, а не аэц..
Браха «Аадама» произносится на плоды земли - все овощи и зелень, земляные орехи, бананы, дыни, арбузы, ананасы, а также на плоды низких деревьев - клюкву, землянику, малину и некоторые другие. Адама - на иврите "земля".
Текст брахи:
:בָּרוּךְ אַתָּה יְיָ אֱלֹהֵינוּ מֶלֶךְ הָעוֹלָם בּוֹרֵא פְּרִי הָאֲדָמָה
Транслитерация:
Барух Ата Ад-оной, Эло-эйну Мэлех Аолам, борэ п'ри аадама.
Перевод на русский:
Благословен Ты, Г-сподь Б-г наш, Царь вселенной, творящий плод земли.
Правила для брахи аадама:
Браха аадама произносится на соответствующие овощи, если выполняются следующие условия:
а) овощи должны быть узнаваемыми (даже если они потеряли свою первоначальную форму и цвет, например, помидоры, из которых готовят томатный соус);
б) овощи едят в том виде, в каком их принято есть в данном месте – т.е. в сыром (как огурцы), вареном (как картофель, который принято варить) и т.д.
Браха аадама произносится на соответствующие овощи, если выполняются следующие условия:
а) овощи должны быть узнаваемыми (даже если они потеряли свою первоначальную форму и цвет, например, помидоры, из которых готовят томатный соус);
б) овощи едят в том виде, в каком их принято есть в данном месте – т.е. в сыром (как огурцы), вареном (как картофель, который принято варить) и т.д.
Браха «Шеhаколь» произносится на виды пищи, которые не сделаны из муки и не являются ни плодами дерева, ни плодами земли. Это наиболее общая браха, относящаяся при необходимости к любой пище (аколь - на иврите "все"). Таким образом, на мясо, рыбу, яйца, грибы, конфеты, различные молочные продукты и соки (за исключением виноградного) – говорят благословение "Шеhаколь". Эта браха применима к любым продуктам, не включенным в другие категории, а также к смеси продуктов разных категорий.
Текст брахи:
:בָּרוּךְ אַתָּה יְיָ אֱלהֵינוּ מֶלֶךְ הָעוֹלָם שֶׁהַכֹּל נִהְיָה בִּדְבָרוֹ
Транслитерация:
Барух Ата Ад-оной, Эло-эйну Мэлех Аолам, шеhаколь нийе бидваро.
Перевод на русский:
Благословен Ты, Г-сподь Б-г наш, Царь вселенной, по слову Которого появилось всё.